|
Весь Кавказ
|
||
Путь по сайту: Весь Кавказ // Водные маршруты - реки // Кодори | |||
Масса полезной информации: КТМЗ - туристский клуб >> Туристская библиотека Описания и регионы Водная Энциклопедия Песни Карты Отчеты о походах Школа туристской подготовки-набор круглый год! | |||
Общие описания Библиотека Реки Перевалы Вершины Туризм Карты Гостевая-Форум Наши друзья и ссылки |
Лата - Ганахлеба (25 км) - море (25 км).
Сентябрь-октябрь, категория сложности III, 8,5
балла.
Схема 113
Это пожалуй, наиболее впечатляющее (в сочетании
с Лабой, см. соответствующий маршрут) и наиболее
сложное из описываемых в настоящей книге
путешествие, которое можно совершить осенью на
юге страны; рекомендовать его можно только
водникам, имеющим достаточный опыт прохождения
порогов. Сплавляться по Кодори можно на
байдарках с фартуком или на надувных судах (автор
совершил путешествие на одноместной надувной
"Ласточке", которая также хорошо проявила
себя); необходимы спасжилет и защитный шлем.
Сплав по Кодори начинается от горного села Лата,
связанного с Сухуми через Цебельду автобусом (50
км). Автобусы на Лату отправляются от сухумского
центрального рынка. Поскольку они туда ходят
лишь 1 - 2 раза в день, не следует пренебрегать
цебельдинским автобусом в расчете на то, что от
Цебельды до Латы удастся подъехать попутной
машиной.
Кодори у Латы - стремительная река шириной 25 - 30 м
(в межень) с прозрачной горной водой бирюзового
оттенка, текущая в галечном русле; в реке водятся
форель и лосось. Среднее падение реки до 10 м/км,
скорость течения 7 - 10 км/ч, гладкой воды, за
исключением низовья, практически нет.
Основные препятствия на этом участке Кодори -
довольно крутые перекаты с падением уровня - 1 м
на длине 25 - 30 м, жгутованием струи и образованием
валов высотой до 1,5 м. Нередко эти перекаты
сопровождаются поворотом реки; в таких местах
возникают прижимы, отраженные и косые валы,
осложняющие выбор наилучшей траектории
прохождения. В любом случае нужно стараться
избежать прижима и затягивания лодки в валы,
держась на периферии основной струи ближе к
выпуклому берегу. Есть 2 - 3 порога, представляющие
собой перекат описанного выше типа с несколькими
крупными валунами в русле; эти пороги требуют
предварительного просмотра.
От Латы до Ганахлебы река течет в
каньонообразной долине глубиной до 1 км и шириной
(по верху) 1 - 1,5 км; склоны долины заросли
лиственными лесами и нередко обрываются к воде
светлыми скалистыми утесами. В 7 - 8 км ниже Латы
река проходит через щель шириной 15 - 20 м с высотой
стен 40 - 50 м; поверху через нее переброшен мост.
Участок реки до Ганахлебы, перед которой долина
Кодори внезапно расширяется, наиболее живописен.
Однако и далее, когда горы понижаются и отходят
от реки, Кодори не теряет своей
привлекательности; река почти так же
стремительна и мечется в галечном русле, образуя
шиверы и острова. Здесь нужно внимательно
следить за основной струей, не давая вынести
лодку на отмель, поскольку выйти из лодки, снять с
мели и сесть в нее снова на быстрине - задача
непростая.
От автодорожного и железнодорожного мостов,
следующих один за другим, до моря остается 5 - 6 км;
на этом участке река успокаивается и образует
лесистые острова. По берегам Кодори здесь растет
лиственный лес, а в русле довольно много коряг.
Спуск по Кодори можно прервать у мостов, откуда
легко уехать в Сухуми электричкой (остановка на
правом берегу в 2 км) или автотранспортом, но
лучше дойти до моря, где, устроив лагерь на одном
из кодорских островов вблизи морского берега,
можно несколько дней после напряженного сплава
провести на черноморском пляже.
Кодори впадает в море двумя рукавами; от устья
правого рукава до автобуса, которым можно уехать
на ст. Дранда, около 2 км. На случай встреч с
береговой погранохраной лучше иметь при себе
документы. При наличии запаса времени можно
продолжить путешествие сплавом по Лабе (см.
описание соответствующего маршрута), уехав из
Сухуми вечерним поездом (13 ч езды до ст.
Курганная).
Источник: Воронов Ю.Б. "100
избранных маршрутов для путешествий на байдарке".
М., "Мир", 1993.
Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.
|
|
|
|
© KTMZ, 2001-2003 - подготовка и дизайн Размещение рекламы Наши баннеры и кнопки Последние изменения 9.12.2003 |