Весь Кавказ
Г.И.Анохин
Восточный Кавказ

 
Путь по сайту: Весь Кавказ // Библиотека // Г.Анохин. Восточный Кавказ // По региону Азербайджанские горы
Масса полезной информации: КТМЗ - туристский клуб >> Туристская библиотека Описания и регионы Водная Энциклопедия Песни Карты Отчеты о походах Школа туристской подготовки-набор круглый год!
Общие описания Библиотека Реки Перевалы Вершины Туризм Карты Гостевая-Форум Наши друзья и ссылки

ПО РЕГИОНУ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ГОРЫ

47. Ущелье Белоканчая

Занимая западную половину Закатальского заповедника, ущелье сохраняет дикую экологию и поражает своей флорой лиственных и разнообразием фауны, млекопитающей и пернатой. Водосбор ограничен на западе хребтом Кацдаг, на севере — ГВХ, на востоке — Моуравским. Длина ущелья по прямой 36 км, максимальная ширина чаши водосбора 12 км между вершинами Мал. Губах (2040 м) и Бол. Моурави (ок. 2400 м).

Белоканчай возникает из родников многими истоками на южных стенах вершин ГВХ, в частности южного обрыва Кекроссо, и на перевале Джоахкацдаг (2608 м, 1А зимой). 1-й км низвергается ручьями по стенам. Лишь с перевала сток менее крутой. Ниже 2200 м река течет в густом южном лиственном лесу, на высоте же 1500—1400 м — в каньоне, а через 22 км от истоков, на высоте 400 м, напротив Белокан, вырывается из горного ущелья на равнину и через 16 км впадает в Алазани слева. В верхней, каньонной, части носит название Сагатор. Уклон от истока до низа каньона 120 м/км, далее до Белокан — 84 м/км, на равнине до устья — 13 м/км.

После Крестового перевала и Датвисджварисгеле здесь самый легкий выход непосредственно из города по автодороге на ГВХ (22 км). Имеется и пешая тропа до середины горного ущелья. Дальше, мимо домика охранника заповедника, она продолжается до перевала Мхолроссо (2962 м, 1А). В качестве спортивного можно предkожить перевал Шалкозад (ок. 2800 м), расположенный между вершинами Кекроссо и Паал на ГВХ. Путь к нему от реки Сагатор по крутому контрфорсу ведет под стену Кекроссо и ее сыпучим сланцевым полкам на восток — на седловину Шалкозада. Спуск через одноименное урочище выведет в Дагестане вдоль реки Джихикальты до впадения последней в Джурмут и в сел. Гортнуб на правом берегу Джурмута. Маршрут — не менее 1Б.

Как и из большинства предыдущих долин, удобнейшие маршруты (чаще всего с тропами) на перевалы лежат здесь не по дну их, а по боковым водоразделам ущелья на перевальное седло через ГВХ. Показательна и этимология хребта, через который из Белокан по линии водораздела осуществляется выход на перевал Джоахкацдаг: “кацдаг” со смешанного аварско-тюркского — “перевальная . гора”, а название самого перевала — “перевальная гора к урочищу Джоах”.

48. Ущелье Ахчая

Лесное не только на значительной части в горах, но и на аллювиальном конусе на равнине, оно промыто рекой Ахчай, а водосбор ограничен хребтами: с запада — Гирдальмилигом, с севера — широкой дугой ГВХ, с востока — Чалдашем. Река возникает от слияния на высоте 1600 м 4 равных по силе истоков в единый Ахчай и составляет правый исток Тарианчая, левого притока Куры, которую он впадает на высоте 320 м. Однако часть своих вод Ахчай отдает, растекаясь в дельте на рукава, Алджиганчаю.

Истоки Ахчая берут воду из родников в амфитеатре ГBX шириной 20 км на высотах от 3000 м на западе дуги до 3800 м на ее востоке (под южным отвесом горы Чарындаг, 4084 м). Первые сотни метров истоки низвергаются каскадами водопадов на голых сланцевых отвесах, с высоты 2500 м — среди альпийских лугов, а с высоты 2200 м на западе и 1700 м на востоке дуги— в лиственном лесу.

Теснина истоков размыкается почти тотчас, как они сливаются. На высоте 1150 м расположено на правой пойме сел. Фильфили, ниже, на высоте 680—800 м, — сел. Хачмас с идущей к нему автодорогой с юга (от автострады Куткашен — Варташен). Длина бассейна Ахчая по прямой от вершины Малкамуд (3876 м) до устья 38 км, максимальная ширина между перевалами Фийским и Чарыном 14 км. Длина реки 41 км, средний уклон до устья 85 м/км.

От Хачмаса вдоль Ахчая через Фильфили тянутся осевая КТ и СПТ к правому истоку (и далее на Фийский перевал, 3156 м, 1А), где соединяется с осевой КТ от Халхалчая, и вдоль правого центрального истока Уракчая — на перевал Малкамуд (3235 м, 1 Б) на ГВХ и с него на север в ущелье Зуранчая, левого притока Мазы. От этого же ущелья начинаются подходы к трем спортивно-техническим перевалам западной половины “Президиума сложных перевалов” ГВХ Восточного Кавказа.

Первый из них — Чехы. От сел. Фильфили идти вверх по осевой КТ до слияния Двух западных истоков с восточными и далее по трудной СПТ на сланцевых осыпях на обрыве над рекой — к кочевью Карбулаг (1750 м), как раз у слияния левых истоков Ахчая — Чалагцнчая и Магарачая. Следуя без троп вверх по первому, более западному, из них, затем перейти на его правый берег и по сухому желобу выйти на южный контрфорс ГВХ, а от места его стыка с ГВХ пройти на восток 1,5 км к началу северного контрфорса Чоловъяд. Сразу за ним начинаются на север истоки Чехычая. Спускаться на север от них, с перевала Чехы (3726 м, 2Б), можно либо по короткому каньону, либо по правому водоразделу от вершины Муллардаг (3880 м, 2А). У места слияния Чехы со вторым правым притоком Чарыном на левом берегу имеется колесная дорога к сел. Куруш и далее до автострады от Усухчая к Каспийскому морю.

К перевалу Муллар (3605 м, 2Б) следует выходить от другого контрфорса ГВХ — от места, где он заканчивается слиянием истоков Чалагинчая и Магарачая. Контрфорс выводит прямо к перевалу, а спуск на север осуществляется или по более длинному, чем предыдущий, каньону со снежными пробками над бурным Мулларчаем до его впадения в Чехычай, пли же по левому водоразделу, упомянутому выше и отделяющему от каньона Чехычая.

К перевалу Чарын маршрут начинается из сел. Хачмас по СПТ в лесу на. северо-восток к летовкам как на южном, так и на северном склоне массива Кешункар (2808 м) — единственного участка альпийских пастбищ на хребте Чалдаш. Следуя отсюда по водораздельному острому гребню на север, через вершину Чалдаш (3447 м), попадете на перевал Чарын (3710 м, 3А). Спуск на север, в долину Чехычая, идет по леднику без трещин и по моренам, а затем но трудному длинному каньону — то по снежным пробкам над буйным Чарынчаем, то по сланцевым полкам на стенах над ним. Обход каньона возможен по левому или правому водоразделу.

В первом случае нужно взойти на его высшую точку Чарындаг (4084 м, 2А), а во втором — по очень крутому, со сбросом от грани гребня на восток, на вершину Рагдан (4019 м, 2А, с последующим траверсом 2Б). В обоих случаях спуск по хребту на север местами труден из-за лезвиеподобных сланцевых гребней.

49. Ущелье Тиканлычая

Водосбор в горах ограничен с запада хребтом Чалдаш, с севера — ГВХ (на отрезке от массива Рагдан до высшей точки Азербайджана и Дагестана Базардюзю), с востока — Базардюзюским хребтом. Тиканлычай берет свои истоки на высоте 3500 м из родников и снежников в сланцевых каньонах на южном склоне ГВХ под вершиной Центральная Несендаг (3945 м). Видимо, за окружение верховий черными сланцевыми склонами, без травы, за обширные высокие осыпи по обоим склонам над истоками река носит здесь название Карачай (“Черная вода”), хотя вода там в действительности удивительно прозрачная не в дождливый период.

Длина бассейна по прямой от Базардюзю до устья Тиканлычая, одной из образующих реку Турианчай, 42 км, ширина от массива Рагдан до вершины 3314 м на середине Базардюзюского хребта 7 км. Длина реки 47 км, средний уклон до первого населенного пункта Тиканлы (800 м, 26 км), где река поворачивает под прямым углом на запад, — 104 м/км, далее до устья на высоте 300 м — 23,8 м/км.

Автострада между Куткашеном и Варташеном пересекает Тиканлычай на высоте 400 м. От этой автострады из сел. Нидж в Тиканлы отходит автодорога. Далее вдоль Тиканлычая и его правого притока Саралчая тянутся СПТ. Первая из них, по существу, кольцевая — из Тиканлы вдоль реки до урочища Юзбашеван, севернее горы Кечалкая (2573 м) на лесной поляне на Базардюзюском хребте, под которой в прошлом было святилище и сохранились строения, а теперь бывают летовки. Или из Тиканлы же в обход этого хребта с востока и через ту же вершину к указанной поляне.

Вторая СПТ из Тиканлы идет вверх по реке и ее притоку Саралчаю до конца леса (2200 м) и далее на запад — в травянистую лощину севернее горы Кешункар (2808 м) с ее летовками (см. маршрут 48).

Верховье Тиканлычая — самое труднопроходимое на Восточном Кавказе, а выход из него на ГВХ составляв восточную, наиболее сложную половину “Президиум сложных перевалов” ГВХ.

От сел. Тиканлы необходимо преодолеть все 26 км вдоль Тиканлычая — Карачая под южную стену ГВХ, сначала по плохой тропе в осыпном У-образном ущелье, а затем, особенно на границе леса, в сыпучем каньоне. Последние 2—3 км проходят по снежному желобу истока, под которым клокочет и местами пробила дыры наверх через плотный и грязный снег буйствующая водная стихия. Перевал Вахчаг (этимология с лезгинского: “шаровары” — за сходство при взгляде с севера, от сел. Куруш, с подвешенными за концы штанин местными штанами, 3680 м, 2Б) на западной половине имеет озерко со снежным козырьком с востока (в 1952 г. козырька не было и на перевале росла трава), а на восточной — крупную, но мелкую лужу, питаемую скрытыми ледниками или снежниками с юго-западного склона массива Базардюзю (4466 м, 1Б с Вахчага, траверсом на Курушскии перевал или обратно — 2А). Спуск с Вахчага на север по крутым осыпям; под ними на дне лога в иные годы пробивается наружу ручей от обоих водоемов на перевале и скрытых осыпями на западном склоне Базардюзю ледников. Вахчаг — наиболее легкий перевал из верховья Тиканлычая в бассейн Самура.

Если в верховье Тиканлычая пойти от места слияния трех истоков (основной — от Несена и Вахчага, восточный — от массива Базардюзю и западный — от перемычки между вершинами 3545 м и Южная Несендаг, 3824 м) вверх вдоль западного, то каньон по последнему выведет к сланцевой стене. Путь по сыпучим полкам на отвесе завершится на высоте 3440 м перевалом Несен (3А). Спуск в бассейн Самура идет сначала по мелкослоистой, местами пылевидной осыпи. Но уже через 300—400 м потребуются предельная собранность и мобилизация всех способностей спортсмена: технических, волевых, тактических. Ибо предстоит преодолеть труднейший каньон со снежными пробками и пенящимися водопадами в разрывах между ними, сыпучие полки на высоте над белой пеной Рагданчая.

Если же повернуть по пути наверх Тиканлычая раньше слияния истоков — в последнее перед концом леса западное ущелье, то оно завершится сланцевым отвесом. Преодолев стену, окажетесь на седловине между вершинами 3545 м и Рагдан (4019 м). Это и есть перевал Цал (3480 м, 3Б). От перевала Несен его отделяет лишь 200 м траверса по мелкослоистой осыпи на западном склоне вершины 3545 м. Спуск на север тот же, что и с перевала Несен.

50. Ущелье Геокчая

Это типичное для региона Азербайджанские горы ущелье с очень широкой площадью водосбора. Оно окаймлено с запада Вандамским хребтом (24 км), с севера — ГВХ (20 км) и с востока — Кавдагским (32 км до сел. Тазакенд). Река Геокчай возникает из родников на высоте 2400 м на южном склоне ГВХ, под юго-западным обрывом Бабадагского горного узла и с высоты 2200 м течет в дубово-буковом лесу на запад-северо-запад, вплоть до автодороги (750 м) Исмаиллы — Куткашен, где выходит из гор и течет, дробясь сразу на рукава, по широкому аллювиальному конусу. Длина горной части реки (до автострады) 20 км, средний уклон 82,5 м/км, длина водосбора 20 км, ширина от Акбулака (2458 м) на Вандамском хребте до Кавдага (2435 м) 25 км.

Ущелье в целом (кроме отдельных оврагов и оползней — следов селей, бича этих мест) характеризуется пологими и очень мягкими формами. Практически оно проходимо в любом направлении. СПТ идет из сел. Вандам на восток, пересекая Вандамский хребет в лесу на высоте 1459 м (6 км), и далее тянется через славящиеся теплыми минеральными водами селения Каладжик и Истису (6 км), расположенные в нижней части ущелья Геокчая, всего в 3 км от упомянутой автострады и шоссейного моста через Геокчай. Затем СПТ поднимается 14 км вдоль Геокчая со многими переправами вброд, мимо красивого водопада и руин сел. Бугур (1590 м). Отсюда подъем по лесному, а затем по травянистому склону к летовке на травянистом перевале Кавдаг (2280 м, 4 км, 1А зимой) и спуск в верховье Гирдыманчая до развилки СПТ на высоте 2092 м.

51. Котловина Гирдыманчай

Водосбор Гирдыманчая, оконтуренный в горной части со всех сторон, кроме стока по теснине на юг, кольцом хребтов, образовал практически изолированную в прошлом высокогорную котловину. Ее окружают: с запада — дуга хребта Кавдаг (26 км), с севера — испещренная оврагами стена ГВХ (16 км), с востока — дуга Ниальского хребта (35 км). Центр котловины имеет высоту 1200 м, окружающие хребты вздымаются от 400—600 м на юге, 800—1000 м на западе и востоке до 1600—2100 м на севере. Размеры котловины с запада на восток, от перевала Кавдаг до перевала Лагич, 22 км, с юга на север, от теснины под урочищем Каракая (Черная скала, 800 м) до перевала Бабадаг на ГВХ, 25 км.

Основной исток водосбора Гирдыманчая возникает на высоте 3100 м на южном склоне ГВХ, под перевалом Бабадаг, круто сбрасывает свои воды на юг на первых 6 км, до поворота на восток на высоте 2092 м (уклон истока 166,6 м/км), затем мощной дугой (32 км), обращенной выпуклой частью на восток, протекает под склонами хребтов в северной, восточной и южной частях котловины (уклон 40,6 м/км), предоставив своему единственному в котловине крупному правому притоку (12 км), возникающему на высоте 2200 м из родников под восточным склоном горы Кавдаг (2435 м), омывать западную четверть котловины. Средний уклон притока 83,3 м/км. Между ним и самой рекой вклинился внутрь от Кавдага водораздел длиной 18 км и с высшей точкой 2309 м.

Котловина, как и хребты по окружности и внутри ее, почти безлесна. Преобладают пастбища, а на южном склоне ГВХ — каменистые осыпи.

В силу природной обособленности котловины Гирдыманчай ее обитателей не коснулись ни нашествия арабов и татаро-монголов, ни междоусобицы правителей Восточного Кавказа. Вероятно, это способствовало сохранению особой самобытности жителей, например, в пос. Лагич, который вот уже более тысячи лет славится как центр изготовления высокохудожественных медных изделий, поставляемых всему Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку. Кроме медночеканпого производства, здесь издавна развиты еще более 30 промыслов, и среди них кузнечный, ювелирный, кожевенный, седельный. Отсылая за обстоятельными сведениями к обширной литературе о Лагиче (см. также наиболее доступные: Г. Гулиев. Лагич — сказка Али-бабы и Г. Быстров. Тропа чарвандаров, оба — в журн. “Турист”, 1970, № 9; Е. Котляров. Лагич — древний и юный, “Турист”, 1976, № 6), предложим сведения по паутине троп между перевалами из этой котловины.

Еще несколько лет назад в Лагич добирались автобусом до районного центра Исмаиллы, оттуда по осевой КТ, “тропою чарвандаров”, 27 км через урочище Каракая с десятками бродов через Гирдыманчай. Теперь проложена автодорога из районного центра в Лагич (24 км). Однако имеется по меньшей мере 10 перевальных КТ и СПТ между котловиной и окружающим районом.

Прежде всего, это упомянутая осевая КТ из Исмаиллы через урочище Черной скалы (перевал Каракая, 900 м). Вторая — уже знакомая СПТ из ущелья Геокчая через перевал Кавдаг (2280 м, 1А зимой). От перевальной точки тропа через 24 км приводит по левому берегу Гирдыманчая в Лагич. Третья — из сел. Баскал (28 км по автодороге восточнее Исмаиллы) через дубово-буковый лес, увлекая все время на север вплоть до Лагича, на 8-м км приводит на скалистый перевал Ниал (2000 м, 1А зимой), а с него, среди кустарников и скал, через 5 км — в Лагич. Четвертая — из того же Баскала через сел. Мюджю (6 км) ведет на скалистый перевал Мюджю (1920 м, 1А зимой, 4 км) и среди осыпей и кустарников — в Лагич (4 км). Пятая — из сел. Сулут (9 км восточнее Баскала) по лесной, а затем скалистой местности через 8 км выводит на перевал Шилигарам (1850 м, 1А зимой), а с него после двух бродов через поперечные речушки — в Лагич (8 км). Шестая (осевая КТ) — из сел. Чухургорт через сел. Пиркули (4 км), расположенное у подножия вершины Пиркули (1445 м), на которой находится серебристая башня астрофизической обсерватории, ведет по сухому водоразделу 16 км до скалистого перевала Мохтыкян (2085 м, 1А зимой) на хребте Пиркули. С него, пройдя еще одно седло уже Ниальского хребта по западному склону горы Сарбулак, спускаются в Лагич (11 км). Седьмая — от сел. Демирчи в бассейне реки Пирсагат (13 км по дороге севернее сел. Кировка) ведет на запад-северо-запад среди травянистых склонов, кустарников и осыпей 7 км на перевал Лагич (2080 м, 1А зимой), откуда по такому же рельефу 12 км в сел. Лагич. Восьмая— из сел. Зарат на реке Пирсагат ведет среди трави и осыпей на северо-запад 9 км до перевала Матур (2100 м, 1А зимой) и с него 11 км спуска к Гирдыманчаю я далее в Лагич. Девятая — из сел. Зарат мимо истоков реки Пирсагат ведет 16 км по осыпям на перевал Пирсагат (2100 м, 1А зимой) и с него 3 км на осевой СПТ на левом берегу Гирдыманчая. Десятая — единственная осевая КТ, ведущая из котловины Гирдыманчай через ГВХ. Этот перевал — Бабадаг (3387 м, 1А) — последний, самый восточный на Большом Кавказе, высотой более 3000 м. От Лагича до него 28 км, с него мимо истоков Карачая — 18 км до сел. Рюк.

52. ГВХ от Базардюзю до перевала Салават

Подъезды к Базардюзю ближе всего с севера. Для этого автобусом Баку — Ахты или Дербент — Ахты, Махачкала — Рутул добираются до сел. Усухчай, а от него попутной автомашиной 25 км до сел. Куруш. Старая осевая КТ через 10 км выводит на Курушский перевал (Каранлыг, 3129 м, 1А), откуда на юг по крутому сланцевому гребню примерно за 8 часов поднимаются на высшую точку Азербайджана и Дагестана — Базардюзю (4466 м, 1Б, траверс 2А). Причем путь от Восточной до Главной вершины проходит над северной ледовой стеной с ее ледниками Муркар и Тихицар, сначала с фирново-ледовыми карнизами, а с середины ледового гребня — по ледовому куполу. Всего с Курушского перевала до Главной Базардюзю 8 км при наборе высоты 1337 м.

Пройдя на юг от Главной вершины по широкому гребню 1 км, только теперь попадают на ГВХ и по нему через 2 км — на Южную Базардюзю (3800 м). Спуск по крутому острому сланцевому гребню на юго-восток через 2 км выводит на западное седло перевала Ятух (3100 м) со сбросом на юг, а еще через 1 км, перевалив через вершинку-перемычку 3450 м, попадают на восточную седловину Ятуха (3300 м, 1Б) с СПТ с севера к истокам Бумчая (спуск на юг сначала огибает сброс, затем по хребту Караяйлах ведет к пастбищу над лесом). Подъем по юго-западному гребню на Базаръюрт (4126 м, 2А, траверс 2Б) крут, продолжителен (5 км, 5—6 часов) и производит сильное психологическое воздействие сланцевым сбросом на юг и ледником на северной экспозиции. Спуск на восток, на перевал Базаръюртский (3360 м, 1А), хотя и короче (3 км), но опаснее из-за крутизны склона (особенно трудно найти удобное место для спуска в верхней части). Через перевал тянется старая КТ, используемая каждое лето как СПТ, а на восток — крутой взлет (2 км перехода) на западную вершину Тфан (3850 м). Затем крутой спуск (2 км) к перевалу Турфан (этимология с азербайджанского: “снежная буря, буран”, 3400 м, 1Б) с красивыми озерами на нем, длинное сланцевое песчаниковое прямое лезвие гребня (2 км) с отвесом на юг и вершиной Центральный Тфан (3600 м) на полпути длины гребня, затем крутой и долгий (600 м) взлет склона к вершине Главный, или Восточный, Тфан (4205 м, 2 км, траверс всех трех вершин 2Б).

Сланцево-ледовые отвесы Базаръюрта — первого после Базардюзю четырехтысячника в собственно Азербайджане по линии ГВХ. Вид с вершины Восточная Базардюзю

Вдоль кромки восточного обрыва можно найти следы охотничьей тропы (6 км), которая идет мимо озера и через вершину Салават (3275 м) к осевой КТ (6 км) на перевале Салават (2896 м, 1А зимой). Общая длина перехода от сел. Куруш по ГВХ до перевала Салават 52 км.

53. Самый сухой траверс ГВХ

Восточнее Тфана Восточный Кавказ сразу теряет. характер сурового высокогорья. Но сглаженные, пла-тообразные и совсем без ледниковых вкраплений формы рельефа с отдельными останцами и сце-ментировавшимися осыпями тоже требуют сил, особенно если учесть, что речь идет о ГВХ, где вершины еще превышают 2000 и даже 3000 м и где жара и ветер будут не менее неприятными спутниками, чем туман и мороз. А за водой нужно спускаться с водораздельной линии (к истокам рек) или внимательнее выискивать на перевальных седлах ее выходы.

Осевая КТ через 18 км от сел. Вандам или через 14 км от сел. Хиналых приводит на перевал Салават (2896 м, 1А зимой). Отсюда на восток тянется 5 км СПТ. Затем она сбегает по северному склону к истокам Агчая (правый приток Кудиалчая), а переход следует продолжать на юго-восток с очень резким набором высоты на узкое лезвие гребнеобразной вершины Карабурга (3346 м) — 2 км. Спуск с вершины и движение по ГВХ далее на восток происходит по широкому каменистому гребню без особо заметных взлетов и падений его — 11 км до вершины Годжадарабаши (3512 м). Еще более ровный гребень далее — 7 км до перевала Бабадаг (3387 м, 1А) с осевой КТ на север, из котловины Гирдыманчая (см. маршрут 51). Вершина Бабадаг (3632 м) отстоит на 2 км от перевала на северо-восток, в северном отроге от ГВХ, и вблизи вершинной точки от перевала проходит ответвление осевой КТ — СПТ на пастбища в верховьях Бабачая и далее. Выйдя по ней с рюкзаками на водораздел отрога, на вершину можно сходить налегке, а далее продолжить путешествие на восток-юго-восток по ГВХ — 14 км до вершины 2901 м по суживающемуся гребню с относительно пологим спуском на север и сбросами и оврагоподобными промывами с южной стороны, в котловину Гирдыманчая.

Такой же характер гребня ГВХ продолжается 10 км до вершины Гюлюмдосту (2713 м), откуда над южным обрывом еще 5 км до СПТ на перевале Гюлюмдосту (2270 м). Еще 3 км с падением высоты по узкому лезвию ГВХ над смешанным лесом справа (с юга) до вершины 2141 м и 4 км почти без перепадов высот до вершины Калгийз (1991 м). ГВХ становится еще ниже через 3 км— на перевале Калгийз (1590 и 1500 м), через который тянется осевая КТ из сел. Астрахановка в пос. Конагкенд. Затем ГВХ становится пологим, с обилием оврагов-промоин в обе стороны, достигая через 12 км в вершине Дибрар высоты 2209 м, и после южного обрывчика с него с осыпями в промоинах стены через 14 км еще раз резко сбрасывает высоту — к дороге Хильмилли — Алтыагач, проходящей через ГВХ на высоте 1470 м. Да и само селение Алтыагач практически расположено на ГВХ, на высоте 1150 м, в 3 км от его осевой линии. От Алтыагача имеются автодороги к железнодорожной станции Килязи на линии Баку — Москва и непосредственно в Баку через Сумгаит. Общая длина перехода от перевала Салават 95 км, а с добавлением подходов от пос. Вандам — 113км.

54. По бассейну Кусарчая

От сел. Куруш, куда добираются из Усухчая попутной автомашиной, старая осевая КТ через 10 км приводит на Курушский перевал (см. маршрут 52), под восточным склоном которого бьют родники — левые притоки Шахнабады, как называется в верховье Кусарчай. Интересна этимология названий вершин вокруг Шахнабада — места своего рода ярмарок в средневековье, куда съезжались торговцы и покупатели из ремесленного Лагича, равнинного Азербайджана, лезгинской части Дагестана, иногда из более далеких мест.

Розовый известняковый “стол” массива Ярудаг. Вид из низовий Чарынчая

Базардюзю — “Базарная площадь” или “Базарное колено”, по разным толкованиям. Ибо эта высшая точка служила ориентиром для лезгин, ехавших вверх по ущелью Усухчая: Базардюзю была указанием на то, что базарная площадь уже недалеко или что перед массивом к базару нужно повернуть (“колено”!). А с Курушского перевала путник вдали внизу видел эту “площадь” — Шахнабад (“шахскую сладость” или “сахар шаха”), а справа — Базаръюрт, “базарную юрту”, которая вернее всего могла быть ориентиром обнаружения этой юрты при пути из равнинного Азербайджана через перевалы на ГВХ—Базаръюртский или Ятух. Замыкает долину с востока Кизилкая — “розовая скала”, действительно сложенная из известняков розового цвета, а с юго-востока — Тфан — “снежный буран, буря”. Часто ли бывают над ним бураны, мы не знаем. Но в сентябре 1952 г. нам пришлось проделать траверс Тфана как раз в сильнейший снежный буран на вершинах. Та же картина главного ориентира представлялась путнику, идущему с востока: он видел ориентир “базарной площади”, а затем уже и саму “площадь” Шахнабады.

Представление о том, что вершине Шахдаг “название дано за высоту вершины и ее величественный по сравнению с окружающими горами” вид (см. П. С. Рототаев. Опыт топонимического словаря горных названий Кавказа. В ежегоднике “Побежденные вершины 1968—1969”. М., 1972) несостоятельно. Вид этой вершины совершенно затрапезный со всех сторон. Да и по высоте господствует над местностью Базардюзю с ее прозаичным названием.

Можно предположить, что название Шахдаг дали в средневековье те первые восходители из числа охотников или удальцов с шахнабадских ярмарок, ходивших с целью охоты или честолюбивого желания оказаться над известняковым забором — показаться перед посетителями ярмарки. А маршрут как раз такой, будто идешь к шаху на аудиенцию. Сначала — по ковру сухого зеленого лога под отвес стены. Из-под нее рассматриваешь слева крутую осыпь, и путь по ней неожиданно приводит как бы к потайной двери, которая не видна издали — одноцветная розовая стена “накладывается” на такую же по другую сторону “двери”. Войдя в “дверь”, долго идешь по каньону, который простреливается камнями со стен. Да и дно каньона — Острый угол меж двух крутых осыпей. Затем многочисленные переходы через бурный ручей в обход прижимов, потом бараньи лбы и снежный склон. За ним новый снежный взлет, а потом — еще один. Каждый из них кажется выходом уже на вершину, хотя в действительности это лишь “очередной пост проверки” на пути к приемной шаха. Наконец небольшое понижение после снежного взлета, а с нового взлета открывается вид на несколько плотно стоящих известняковых перьев (как бы корона владыки). Там мы и сняли записку курсантов из Баку в сентябре 1952 г. и затем в августе 1969 г. Правда, к этому времени снежники и ледники поуменьшились, обнажились осыпи, маршрут стал менее красивым, массив выглядел облезлым. Но суть — пройти как на прием к шаху через посты проверки — осталась.

Вершина Шахдаг. Вид с северо-восточного гребня Базардюзю

Именно этим путем через вершину с последующим спуском по северному леднику осуществляется прохождение Шахдагского перевала (4243 м, 2А) — из Шахнабады в верховье Тагирджала (Чуторваца). Аналогичные параллели ему: Ярудагский перевал (3800 м, 2А) — через известняковую перемычку между Шахдагом (4243 м) и Ярудагом (4110 м) и Ерыдагский (3850 м, 2А) — от истока Шахнабады на каменистом болоте между Ерыдагом и Ярудагом в истоки Чуторваца.

Шахнабад — это не только река-исток Кусарчая, это травянистая котловина с пастбищем на дне, поросшим злаковыми и бобовыми травами, с водосбором с запада на восток, от перевала Курущского (3129 м, 1А) до Кызылкая (2850 м, 1А зимой) — протяженностью 14 км и от “короны” Шахдага (4243 м, 1Б) до Главного Тфана (4205 м) — протяженностью 12 км. Самая низкая и плоская часть котловины (2601 м) приходится на перекрещение КТ и СПТ. Средний уклон Шахнабады от истока до пересечения тропы от Курушского перевала на высоте 3000 м составляет 212,5 м/км, а оттуда до указанной плоскости 2601 м — 44,4 м/км.

Далее Шахнабад течет на северо-восток и через 6 км, на высоте 2500 м, входит в теснину, приобретая лишь отсюда свое дальнейшее название Кусарчай. Осевая КТ, шедшая дотоле по линии запад — восток, дает ответвление на север по правому берегу, исключительно по верхней части склона вплоть до первого сел. Лаза (1800 м, 15 км от 2601 м, уклон реки оттуда 53,3 м/км, т. е. превосходит уклон Терека в Дарьяльском ущелье). Вблизи селения — миниатюрное горное озеро с такой кристально чистой водой, что на дне видны камни, поросшие мхом.

Ниже сел. Лаза тянется среди пашен грунтовая дорога до сел. Зинданмуруг (10 км). Далее можно выехать рейсовым автобусом в старый азербайджанский городок Кусары или продолжить переход, уже в окружении лесных, склонов, через сел. Аных (4 км) и, перейдя на левый берег, идти вдоль почти сплошного ряда фруктовых садов еще 16 км в Кусары.

Отсюда можно ехать рейсовым автобусом на станцию Худат (35 км, на левом берегу Кусарчая) или прямым автобусом — в Баку. При желании завершить маршрут в местности для отдыха отправьтесь из Кусар по дороге на северо-восток, миновав полосу лесов, в окруженное садами, огородами и бахчами сел. Имамкулукенд (20 км), а из него проселочной дорогой 10 км мимо колхозных полей до головного сооружения Самур-Дивичинского канала. Еще 14 км через сел. Ширвановка на границу Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР и 19 км по степи, через железнодорожную станцию до границы леса, затем 12 км по изумительному по красоте дубовому лесу — в устье реки Самур (см. маршрут 39). Общая длина путешествия от сел. Куруш 107 км.

55. Через прибрежные ворота Кавказа

Проехав 200 км на поезде или на автомашине из Баку на северо-запад, высаживайтесь на станции Худат. Отсюда до пос. Набрань на берегу Каспия (Худатское взморье) 10 км. Он утопает в садах и виноградниках, а с запада к нему подступают дубовые леса. Берега Каспия сложены рыхлыми наносами из песка и битой ракушки.

Дорога из Набрани идет на север вдоль берега моря, отчасти лесом. Здесь, как почти повсюду вдоль западного берега Каспия, через каждые 4—10 км расположены рыбные промыслы. Посетите промыслы Ялама-4 и Ялама-3 и познакомьтесь с работой рыбаков.

Вокруг пос. Ялама, расположенного в 220 км от Баку, дубовый лес, с востока — лазурное море с чудесным берегом. Турбаза “Хазар” в Яламе — одна из крупных на Восточном Кавказе.

Двигаясь вдоль берега севернее Яламы, преодолеваете вброд или по мосткам мелкие речушки. За рыбным промыслом Ялама-2 начинается Дагестанская АССР. Проселочная дорога приводит к устью Самура с первой крупной переправой. Легче всего ее осуществить в самом устье, где ширина основного потока 50—60 м, глубина до 1 м при скорости течения 1 м/сек. Как и везде в низовьях восточнокавказских рек, вода настолько мутная, что уже через 40—50 см в ней не видно камней. Через 8 км новая переправа через рукав Самура — Карачай, обычно маловодный или почти сухой летом, а еще через 7 км — Малый Самур. В устье преодолеть его сложно, а в 500 м выше можно найти спокойный брод. Последний брод — через северный рукав Самура (6 км от Малого Самура).

Отсюда 12 км до устья реки Рубас, возле которого в общежитии рыбаков бывшего рыбзавода ныне создана турбаза. Дальнейший переход по лесной дороге выводит к станции Араблинский и к автостраде Баку — Москва. По бокам дороги тянутся сады, огороды и виноградники лезгинского совхоза им. Карла Маркса, почти до стен древнего Дербента. Длина пешего перехода от Набрани 85 км.

Дербент — один из древнейших и процветающих ныне городов СССР. Он возник в V в. н. э. как крепость, которая запирала проход между горами и морем. Название Дербента — от персидских “дар” (дверь) и “бенд” (преграда), “закрытая дверь” — напоминает о других воротах Кавказа — Дарьяли с той же этимологией с персидского языка. От тех времен, когда крепость играла роль закрываемой двери, сохранились остатки древней кавказской стены Дагбары (VI в. н. э.), крепость Нарынкала с башнями и воротами VI—XI вв. и другие исторические памятники.

<< Назад  К содержанию >>

Outdoor Travel Text

© KTMZ, 2003 - подготовка и дизайн
Размещение рекламы
Наши баннеры и кнопки
Последние изменения 02.06.2003
Hosted by uCoz