Весь Кавказ
К.Э.Ахмедханов
Путешествие по Дагестану

 
Путь по сайту: Весь Кавказ // Библиотека // К.Ахмедханов. Путешествие по Дагестану // Велосипедные маршруты
Масса полезной информации: КТМЗ - туристский клуб >> Туристская библиотека Описания и регионы Водная Энциклопедия Песни Карты Отчеты о походах Школа туристской подготовки-набор круглый год!
Общие описания Библиотека Реки Перевалы Вершины Туризм Карты Гостевая-Форум Наши друзья и ссылки

ВЕЛОСИПЕДНЫЕ МАРШРУТЫ

31. От Каспия до Черного моря (5-я категория сложности)

Из Махачкалы до Хасавюрта проложено первоклассное шоссе длиной 82 км. От автостанции “Махачкала” первые 6 км проходят по западному въезду в город. Далее мимо плантаций винограда дорога мягко спускается к реке Шураозень и затем по пустынной, порой песчаной местности приводит в Кизилюрт. За Кизилюртом многопролетный мост через Сулак, слева от него сооружения Чирюртской ГЭС. Через 24 км езды по уже зеленой приветливой земле, за рекой Акташ, появляются окраины Хасавюрта. Не доезжая до города, влево по ходу дорога на райцентр Дылым, до которого 26 км асфальтированной трассы.

Небольшой подъем по пологим предгорьям к мосту через Акташ у Ленинаула. Далее по лесистым склонам правым берегом реки Саласу к Дылыму. Улучшенное гравийное шоссе по лесам, вдоль скальных обнажений приводит к перевалу Харигавуртай (2229м) в хребте Салатау. До пояса высоких гор дорога плавно набирает высоту, но ближе к перевалу, когда справа обозначается глубокое ущелье Акташа, идут крутые серпантины С перевала виден Нагорный Дагестан.

Спуск к аулу Данух южными склонами Андийского хребта. Потом серия крутых поворотов с подъемами и спусками с пересечением отрога близ аула Аргвани и крутой спуск к реке Тлярота. В 4 км выше по широкой долине райцентр Мехельта. Очень крутой спуск к долине Андийского Койсу проходит среди садов, а затем по обоим бортам узкого ущелья Тляроты. Достигнув Андийского Койсу, дорога близ хутора Сагри пересекает Сагринский каньон реки и поднимается правым ее берегом. В отличие от прохлады высокогорий здесь жарко, но искупаться негде: река грязная. Перед аулом Нижний Инхо переход по мосту на левый берег. Дорога идет в тени садов и домов прямо по улицам этого селения. На 71-м км от Дылыма поворот влево на Хунзахский подъем.

Сразу за мостом — селение Тлох с консервным заводом. От Тлоха уходит вверх широкий отрог, по нему змеится белое шоссе (щебень, уложенный в покрытие, добыт из белых мергелей). Окружающие скальные обнажения также состоят из белых мергелей и сланцев. За аулом Харахи справа по ходу аул Цельмес — родина Хаджи-Мурата. Подъем на перевал Матласский (2075м) начинается за рекой Цельместлар, которую дорога пересекает по мосту. Крутой взлет с серией частичных спусков незаметно пересекает перевал. Почти не снижаясь, дорога подходит к аулу Ахалчн, стоящему на самом краю Хунзахского плато, и только отсюда спускается к широкой долине реки Тобот. Небольшой спуск вдоль Тобота приводит к Арани — узлу дорог на плато. Отсюда через Хунзах (1685 м) уходит дорога к Голотлю, а через Батлаич к Чалде. Аулы Голотль и Чалда расположены в долине Аварского Койсу. Осмотрев Хунзахскую крепость и водопад Тобот, велотуристы следуют к близкому аулу Батлаич, откуда спускаются 45 км по ущелью Алатляр к Койсу. Множество поворотов, вырубленная в скалах крутая дорога, пыль от часто проезжающих машин—компоненты непростого спуска. От Чалды 4 км ровного участка дороги до моста через Аварское Койсу ниже впадения реки Каракойсу (570 м).

27. Веломаршруты по территории Дагестана

Дальнейшее движение правым берегом Каракойсу приводит в райцентр Гергебиль, славящийся абрикосовыми садами. Рядом здание Гергебильской ГЭС, куда можно совершить экскурсию. Перед Гергебилем, между дорогой и рекой, в тени деревьев разместилась одноименная турбаза, где можно отдохнуть и получить консультацию. Близ райцентра сливаются воды Казикумухского Койсу и Каракойсу. Левым берегом Казикумухского Койсу через многочисленные сады асфальтовая дорога как стрела выводит к Ташкопурскому повороту. Отсюда начинается путь на Куппинский перевал.

Протяженность подъема и спуска 22 км. Вначале по асфальту проезжают растянувшийся на 1 км аул Куппа, затем, преодолев десятки поворотов на склоне горы Пулкун, достигают Куппинского перевала (1448 м), где есть площадки и родник. Спуск более примечателен. Мергелевыс скалы не только белого, но и красноватого цвета поражают разнообразием красок. Сосновые леса, красивые виды на водохранилище Хвартикуни, острые гребни хребтов, среди которых выделяются вершины Гуниб и Тлимеэр. От основания спуска дорога пересекает реку Салтинка и скальным бортом долины Каракойсу выводит к Салтинскому (Красному) мосту. Отсюда до Гуниба 13 км живописной дороги через Салтинское ущелье на Каракойсу. Почти на одном уровне дорога огибает вставшие поперек известняковые скальные пласты, пропиленные рекой на глубине 70—90 м. Ближе к выходу из ущелья дорога ныряет в небольшой тоннель, а выйдя из ущелья, вьется по глинистым склонам, после чего спускается к каменному мосту у подножия Гуниба. Крутой, весь в садах и тополях взлет выводит к селению Гуниб на нижнем плато. Можно подняться и на верхнее плато, к турбазе “Орлиное гнездо” (1551 м)

Вернувшись через Салтинское ущелье к мосту нужно съехать с асфальта на щебеночное шоссе и подниматься на Дарада-Мурадинский перевал. Слева вдоль дороги тянется клыкастый хребет. Выше, до аула Дарада, встречаются островки леса, а перевал (1470 м) возникает неожиданно при объезде высокой конусной горы. С перевала видны обрывы Хунзахского плато. Крутой серпантинный спуск проходит мимо Карадахской щели и приводит в аул Карадах по правому берегу Аварского Койсу. От Карадаха начинается многокилометровый путь вверх по Аварскому Койсу.

Через 12 км езды по пустынной долине железный мост через Койсу у аула Голотль. Дальше автодорога до самого аула Анцух нигде не пересекает Аварское Койсу. Через 24 км от Голотля, за рекой Батлух, начинается растянувшееся на 1,2 км село Советское. На всем протяжении от Голотля до Советского лишь одно небольшое селение Датуна. За Советским характер гор меняется. Долина сжимается до ущелья, полка дороги пробита порой в скальных отвесах, а перед впадением реки Темир сооружен тоннель. Все аулы как бы прячутся в боковых ущельях, отчего дорога кажется пустынной. Лишь аул Кособ прижался к полотну шоссе. За Кособом в лесистом ущелье открывается вид на место слияния Джурмута, Хзанора и Сараора. Здесь, у аула Анцух, на высоте 1286 м маршрут покидает Аварское Койсу и продолжает путь вдоль Хзанора (34 км).

Сразу же начинается большой подъем на склон, и река остается глубоко внизу. Долгое время дорога тянется на высоте 100—150 м над рекой, пока не спускается к устью левого притока Хзанора — Жекоды. На противоположной стороне Хзанора уютно расположился аул Тлядаль. Живописное шоссе идет сквозь сосновые леса и за местом впадения реки Симбирис переходит на правый берег Хзанора, по которому и достигает самого крупного в этих местах селения Бежта (1600 м).

По благодатной высокогорной долине Хзанора дорога доходит до подножия Цунтинского перевала (2459 м) на Богосском хребте. Крутой короткий подъем выводит на перевал и прямо по гребню хребта к отрогу. Спуск вдоль отрога по размашисто заложенным серпантинам к слиянию рек Иша и Мичитли. Дорога тянется вдоль правобережного склона Кидеринского ущелья высоко над рекой и через 29 км (начиная от Бежты) достигает аула Кидеро. Движение по описанному участку слабое.

После переезда через реку Кидеро крутой подъем по лесистому склону на Эльбокский хребет. С набором высоты раскрывается панорама пологих гор, долин, дальние снега и льды узла Бочек — Чимис. Самый красивый перевал на маршруте — Эльбокский (2360 м, н/к)— лишь немного уступает по высоте соседним вершинам. С перевала вид па ГКХ и его вершины от Мечикала до Шавиклде (3578 м). Внизу видны аулы Эльбок и Хибиятль. Спуск по травянистому склону выводит к аулу Эльбок и дальше в одноименную долину. Далее по хорошей дороге через аул Хибиятль до стыка долин Эльбок и Китлярта, где на левом берегу на высоте 1714 м расположен аул Хупри. От аула дорога поворачивает вниз по реке Китлярта в сторону аула Шапих, а древняя конная тропа уходит вверх по долине.

Оставив позади место впадения в Китлярту ее притоков Самура и Турабичи (на высоте 1803 м), тропа пересекает Китлярту и поднимается левым берегом реки Кодори к одноименному перевалу. Кругом лес. Встречаются выходы скальных обнажений. С высоты 2280 м, где тропа, перейдя реку, идет на перевал, виден обширный цирк с вершинами Сокори (3030 м) на западе и Кодори (2872 м) на востоке. Седловина Кодорского перевала (2363 м, н/к) представляет собой широкую площадку в гребне ГКХ. Рядом полуразрушенная сторожевая башня. За перевалом уже Грузия. Короткий крутой спуск вдоль реки Инцоба заканчивается в Сабуе. Далее через города Телави и Тбилиси асфальтнобетонные дороги приводят в Сухуми — к финишу маршрута.

32. По горам и равнинам Дагестана (5-я категория сложности)

Сначала маршрут проходит по территории Грузии Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. Из Тбилиси велотуристы едут по Военно-Грузинской дороге через Крестовый перевал (2379 м) в Орджоникидзе, затем в Грозный и далее до селения Шали. Отсюда идет автодорога в Дагестан. Асфальтовое шоссе проходит через селение Ведено (29 км от Шали), а потом уже щебеночная дорога вдоль реки Хулхулау подходит к подножию Андийского хребта, где на дне замкнутой со всех сторон котловины лежит селение Харачой. От Харачоя дорога крутыми серпантинами поднимается по склонам хребта Заргубиль к перевалу Харами и по пути пересекает границу Чечено-Ингушетии и Дагестана. Набрав почти 2000 м высоты, дорога проходит рядом с жемчужиной Дагестана озером Кезенойам. Уклон дороги уменьшается, и среди подъемов и спусков трудно уловить перевальную точку Харами (2177 м). Еще около 1,5 км дорога бежит по плато, затем спускается в сторону аула Анди. На трассе селений нет до самого Ботлиха. Дорога пробита в склоне широкой долины реки Унсатлен. От Ведено до Ботлиха 62 км.

От Ботлиха (979 м) пологий длинный спуск к Андийскому Койсу, вдоль которого идет транзитная дорога на Агвали. Левым берегом реки доехать по пыльной дороге с интенсивным движением до селения Тлох (26 км). До аула Батлаич путь на Хунзахское плато описан в маршруте 31. От Батлаича дорога поднимается вправо на урочище Чина и проходит рядом с горой Асата (2014 м). Вскоре урочище Чина заканчивается и дорога будто прыгает с обрыва, пробив себе путь по скальной полке. С пути спуска видны аулы Гоцатль — Нижний и Верхний. Крутые повороты и головоломные серпантины приводят к Аварскому Койсу в районе аула Карадах. Путь из Карадаха через Дарада-Мурадинский перевал вплоть до Гуниба описан в маршруте 31, а переезд через перепал Хамаща до Кумуха — в маршруте 7. От Гуниба до Кумуха 47 км.

Между Кумухом (1522 м) и Вачи проложена хорошая щебеночная дорога. До аула Тулизма ровная, почти без поворотов, она сразу за аулом “ныряет” в каньон Казикумухского Койсу и, выйдя на водораздел у аула Шара, круто спускается к правому притоку Койсу — Хурхинке. Далее по долине речушки подъем к простому Вачинскому перевалу (1680 м) через горный отрог. Короткий спуск выводит к аэродрому и несколько далее к селению Вачи на левом берегу реки Кули.

Вачи лежит в начале просторной плоской долины с дальними видами снежных гор и многочисленными аулами. Через 3 км по дороге аул Сумбатль, где дорога пересекает реку Кули и продолжает набирать высоту уже правым берегом до селения Кули. Еще 4 км, и в долине, у слияния рек Виралю и Чаранних, появляется большое село Хосрех. Путь от него до аула Чираг через Чирагский перевал (н/к) описан в маршруте 3.

От Чирага до селения Хив проложена улучшенная дорога, которая на всем своем протяжении (55 км) идет по долине Чирагчая. Перейдя в Чираге на правый берег реки за 5 км до селения Тпиг, в ауле Рича дорога вновь возвращается на левый берег. После Тпига она становится лучше, оживленней. Долина постепенно расширяется, хотя характер левобережных хребтов сохраняет свою крутизну. У Хива горы имеют мягкие очертания, многие склоны заросли широколиственным лесом. В Хиве поворот на дорогу, ведущую в селение Хучни, до которого 42 км. Холмистую местность предгорий пересекают водотоки Цудук и Карчагсу. Подъемы и спуски непродолжительны. По пути туристы проезжают через аулы Цудук, Тураг и Куркак.

Хучни стоит на левом берегу Рубаса. В окрестностях много лесных полян, чистых ручьев. Из Хучни до аула Хапиль дорога идет по долине Рубаса, затем поднимается к аулу Дюбек, откуда можно через аул Ерси проехать в воселок Дагогни. Но маршрут минует этот вариант. От Дюбека, где дороги разделяются, надо ехать через увалы и холмы к шоссе Маджалис — Мамедкала. Путь проходит по многочисленным речкам, составляющим Дарвагчай. Слева поднимаются лесистые холмы и небольшие горы, справа уходят к Приморской низменности постепенно снижающиеся отроги. Там и леса меньше, а все открытые пространства засеяны злаками. Через аулы Джавгат и Джибахни дорога выходит к аулу Карацан.

От Карацана несколько подъемов вверх до большого аула Баршамай, затем постепенный спуск к асфальтовой дороге в 2 км от Маджалиса. По асфальту через скальное сужение реки Уллучай и высокий арочный мост дорога приводит в крупное селение Маджалис (414 м). Она долго идет по Маджалису и только за ним вплотную приближается к Уллучаю. В 12 км за Маджалисом крутой Трисанчинскнй подъем по лесистому склону, выводящий на отрог и по нему на Уркарахский перевал (1231 м). Рядом, на наклонной равнине, раскинулось селение Уркарах. За селением влево-вниз к реке Буган ведет пологий, а затем крутой, серпантинами съезд до моста. С перевала Уркарахский частично виден путь подъема на Кубачи, повторяющий своей крутизной и сотнями поворотов подъем на перевал Уркарахский.

Не доезжая до Кубачей, вправо уходит дорога к аулу Урари, до главной целью все же будет посещение близкого от поворота древнего аула Кубачи — центра изготовления и украшения оружия, бытовых предметов, женских украшений. Далее подъем на Кубачинский перевал (1490 м) и длинный спуск к верховьям Бутана. Вдоль реки дорога приводит в аул Цугни, откуда до перевала Гуцабек около 6 км по ущелью Цугнихерг.

Дорога становится хуже, да и транспорта здесь намного меньше. Справа над трассой подъема вырастают отвесные стены горы Чиндерчеро (2497 м). Река глубоко вклинивается в изгиб хребта Лес. Дорога, набирая высоту, минует развалины аула Ургаки и с последним поворотом выводит на площадку перевала Гуцабек (Вацабикский, 2027 м). Спуск круче подъема. После многочисленных поворотов дорога спускается в верховья реки Акуша к аулу Танты. По долине реки, вдоль ее известняковых склонов дорога проходит через аул Гапшима и на 75-м км. от Уркараха заканчивается в большом даргинском селении Акуша.

В 4 км ниже Акуши улучшенная автодорога сливается с трассой на Леваши. От стыка дорог в устье реки Дарголакотты (1240 м) вверх к аулу Бургнмакмахи и далее на Бургимакский перевал (1440 м). Достигнув его, дорога спускается в бассейн реки Халагорк и через аулы Наскент и Какамахи на 26-м км от Акуши выводит на Лсвашинское плоскогорье, где расположено одно из крупнейших селений Дагестана — Леваши (1222 м). Асфальтовая трасса ведет вдоль чистых струй Халагорка к аулу Урма, за которым начинается короткий крутой подъем на перевал Кизилъяр (1596 м), прорубленный в белых мергелях хребта Чонкатау.

Размашистый спуск по северному склону Чонкатау, затем небольшой подъем, и трасса круто спускается вдоль текущей глубоко внизу реки Параулозень к аулу Верхний Дженгутай. За ним плавный подъем на Балыкбашский перевал (802 м) и затяжной спуск по увалам и холмам в долину Бугленозени. Аулы Буглен и Атлапаул — последние селения перед Буйнакском (475 м).

От Буйнакска прямая асфальтированная трасса по выжженным предгорьям приведет в село Чиркей, возникшее после переселения сюда жителей поглощенного водохранилищем древнего аула Чиркей. Рядом плещутся волны Чиркейского водохранилища. Вдоль его заливов и далее, преодолев Хадумское поднятие, шоссе выходит к Судаку. Ниже по реке раскинулось Чирюртское водохранилище. Обогнув водную гладь по правому берегу, дорога выводит к транзитному шоссе Ростов — Баку у города Кизилюрта. От Буйнакска до Кизилюрта 53 км. Еще 24 км по шоссе до города Хасавюрт.

По той же трассе, следуя на запад и оставив позади Гудермес, маршрут приводит в Грозный, где и заканчивается.

<< Назад   Далее >>

Outdoor Travel Text

© KTMZ, 2003 - подготовка и дизайн
Размещение рекламы
Наши баннеры и кнопки
Последние изменения 02.06.2003
Hosted by uCoz